С претензиями от грузополучателей сталкивались, пожалуй, все перевозчики. Некоторые компании выставляют претензии буквально за каждый чих и превращают работу водителей, логистов и управленцев в сущий ад. Нередко такие клиенты прописывают в договорах драконовские условия и из-за малейшей вмятины на коробке заставляют возвращать груз в другой город, при этом еще и выплачивая неустойку. Если же повреждена не только упаковка, но и сам груз, то грузовладелец получает и повреждённый груз, и компенсацию.
О невзгодах, с которыми приходится бороться перевозчикам, рассказывает Юрий Мишин, директор филиала транспортно-экспедиционной компании GLT в Санкт-Петербурге.
* * *
...закон подразумевает, что перевозчик отвечает за груз и за то, что с ним случилось лишь в процессе путешествия. Именно поэтому транспортный устав указывает на главенство пломбы при определении целостности груза. В нём также описаны грузовые места и другие вещи, о которых грузоотправители не слышали и слышать не хотят.
«Водитель обязан проверить груз при приёмке и, если с ним что-то не так, не принимать его», – примерно такими фразами нафаршированы претензии к перевозчикам от клиентов. А у меня возник вопрос: проверял ли кто-нибудь адекватность своих требований и реальность их исполнения?
Итак, условия задачи:
РЦ, склад, рампа, груз, паллеты,
бессмысленный и тусклый свет…
Необходимо загрузиться – принять груз в соответствии с ТСД по качеству и количеству и правильно его закрепить.
Набравшись смелости, заявлю, а затем и докажу, что предъявляемые перевозчику требования по проверке груза по качеству и количеству невыполнимы по причинам, создаваемым самим же грузоотправителем.
Начнём с качества
Как происходит погрузка в крупных распределительных центрах? Водитель подъезжает к РЦ, встаёт на стоянку, идёт в отдел регистрации, где оставляет документы и свой номер телефона. Канцелярия проверяет наличие заявки, доверенностей, груза на складе и документов, после чего водитель отправляется в кабину, где ждет звонка.
Звонок! Водителю называют номер рампы, куда он должен подать машину под погрузку. Водитель маневрирует, подъезжает к рампе, оставляя пару метров, открывает ворота, подъезжает уже вплотную, устанавливает противооткатные «башмаки», закрывает машину и идет к порталу, через который он попадет в недра склада. Охрана досматривает водителя, водитель надевает жилет, каску, накладку на носы ботинок и следует к своей рампе.
Интересно? Дело в том, что за это время в его кузове может оказаться (и часто оказывается) несколько паллет, которые ловкие пилоты погрузчиков уже загрузили. Проверить и качество, и количество уже не представляется возможным!
А что дальше? Паллеты могут быть сгруппированы в зоне погрузки, а могут и вывозиться поштучно из закоулков огромного склада, доставаемые со стеллажей разной высоты. Осмотреть качество перед погрузкой в первом случае сложно, ибо по технике безопасности праздно шататься по складу никто не позволит во избежание ДТП с погрузчиками, летающими на предельных скоростях, а во втором случае так и вовсе невозможно – поди узнай, какие паллеты и откуда потом достанут.
А дальше начинается погрузка, в ходе которой водитель стоит в определенном месте, чтобы не мешать. То есть он может видеть упаковку максимум с двух сторон: спереди и с того бока, которым мимо него паллет на вилах погрузчика залетает в кузов. И как тут проверить качество и целостность упаковки? Любой недобросовестный грузчик, желающий скрыть повреждения, может просто взять паллет на вилы с нужной стороны, и все – водитель ничего не увидит.
А теперь – про количество
После того как погрузка заканчивается, водитель опять идет через портал, где раздевается и сдает складское снаряжение. Затем отгоняет машину на пару метров от рампы, закрывает ворота и вешает пломбу. Потом он отъезжает уже на стоянку и опять идет в канцелярию, чтобы получить товарно-сопроводительные документы, в которых и указано количество и номенклатура груза, принятого им к перевозке.
Как вам порядок действий? В момент погрузки водитель еще не знает, что именно и в каком количестве должно попасть к нему в кузов, поэтому возможности проверить груз у него просто нет.
Как можно сверить что-то с чем-то, когда не с чем сопоставить, когда отсутствует эталон-образец?
Ну и немного фантастики относительно возможностей перевозчика хоть как-то противостоять своему бесправию в процессе возложения на него ответственности за груз. С обеих сторон баррикад бытует мнение, что водитель может сделать отметки в документах о том, что он несогласен, или «без него его женили». Подобные комментарии перевозчик может оставить только в п. 12 транспортной накладной, в товарно-транспортной накладной для этого места нет и никто не позволит что-то писать в этом документе. Однако транспортная накладная выписывается далеко не всегда, но это уже отдельная тема для разговора.
Источник: ATI.SU