Кабмин поддержал идею создания целой индустрии по восстановлению и использованию б/у автозапчастей. На фоне дефицита деталей депутаты Госдумы обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину, чтобы правительство разработало систему массового внедрения подержанных запчастей для машин. Восстановленные детали от других машин планируется использовать и при ремонте через ОСАГО и КАСКО.
Теперь, как пишет газета «Ведомости», Минфину, Минпромторгу и Минэку поручили составить список запчастей, которые можно использовать повторно, изучить возможность поддержки малого и среднего бизнеса — автомастерских и прочих центров.
Им могут дать налоговые льготы. Кроме того, необходимо исключить возможность претензий иностранных правообладателей.
Использование подержанных запчастей в ремонте даже по ОСАГО не новость, но создать глобальную индустрию вряд ли получится, читает член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:
— Раньше, когда стоимость ремонта компенсировалась с учетом износа, такая практика широко применялась, потому что многие владельцы машин не хотели доплачивать за запчасти из своего кармана. Тогда им автосервис мог предложить установку подержанного крыла вместо нового. Сейчас это тоже широко распространено уже по другой причине — запчастей не достать. Поэтому те люди, которые хотят в реальные сроки отремонтировать свою машину, они часто соглашаются на то, чтобы им поставили подержанные крыло или фару.
Как может выглядеть эта индустрия в промышленном масштабе, вообще какие могут быть гарантии на эти запчасти?
— Использование подержанных запчастей не очень хорошая практика по двум причинам: каннибализм, который постепенно уничтожает транспортный парк, и есть гораздо более серьезная проблема: как только возникает дефицит на рынке запчастей, ответом на него становится волна угонов автомобилей под разборку. Я боюсь, что нам этой волны не избежать. К сожалению, индустрии из подержанных запчастей не существует, не существовало, вряд ли она появится. Это бизнес небольших предприятий, которые занимаются разборкой, очисткой этих запчастей или штучной перепродажей. По сути, это своего рода гаражи и разборки. Все эти запчасти не унифицируются, в отличие от новых, поэтому наладить их массовые поставки, создать, как правило, срок гарантии бывает очень небольшой, составляет либо несколько дней, либо пару недель. Это время, в течение которого можно примерить на свою машину купленную фару, и если она не подошла, вернуть ее обратно.
После прекращения выпуска всех иномарок в России, кроме китайских, в стране не хватает автозапчастей. В результате доля ремонтов автомобилей по ОСАГО в конце года снизилась до 5%. Но автолюбители все равно с недоверием отнесутся к массовому внедрению подержанных запчастей, считает эксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха Юрий Урюков:
— Я понимаю, что у страховых компаний и у государства вроде как освобождаются руки, и, естественно, будет дальше вопрос ОСАГО кое-как, вроде как государство тоже будет работать, но крайним в любом случае окажется владелец. Думаю, можно быстрыми темпами организовать восстановление пластиковых корпусов, бамперов, деталей декора автомобилей, но если говорить о сложных агрегатах — коробки передач, двигатели, электроника какая-то, — все это вызывает очень большие вопросы. Сейчас практика показывает, что качество этих изделий оставляет желать лучшего, и люди, которые покупают, отдают себе отчет, что это установленное изделие может проходить год, а может проходить пять лет. Это не новая запчасть, на которую дают длинную гарантию и гарантируют постоянный срок службы. Кроме того, качественно установленные запчасти стоят практически как новые.
Как обстановка с запчастями, ощущаете сильный дефицит?
— Дефицит есть, не сказать, что он критический, тем не менее люди, которые ищут редкие запчасти, их уже ориентируют на долгий срок ожидания, выросли цены существенно, где-то на 10%, где-то на 30%, и пока что полноценных отказов от поставки определенных деталей нет, но тенденция нехорошая.
Ранее сообщалось, что на фоне дефицита автомобилей упрощенный порядок производства автомобилей в России хотят продлить до следующего года. До февраля 2024 года в стране можно будет производить автомобили низкого экокласса и без современных систем безопасности.