В документе предлагается установить максимально возможные для торговли на автозаправочных станциях (АЗС) розничные цены на бензин и ДТ сроком не менее чем на три года и не более чем на пять лет. Устанавливаться предельно допустимые розничные цены будут правительством.
Заработать эта мера в случае принятия законопроекта может уже с начала 2024 года. Документ внесен на рассмотрение партией ЛДПР, среди его разработчиков - первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что ранее принятые меры (введение демпфирующего механизма с 2019 года) "на сегодняшний день не дают для конечного потребителя видимых результатов". В таких условиях введение механизма предельно допустимых розничных цен на бензин и ДТ на конечном этапе оборота данных видов топлива представляется обоснованным и оправданным в целях защиты законных экономических интересов граждан и общества в целом, сказано в документе.
Фактически это означает введение госрегулирования розничных цен на топливо. Если сейчас Федеральная антимонопольная служба (ФАС) следит за тем, чтобы цены на АЗС не росли выше средней инфляции (к чему есть много вопросов, поскольку оптовые цены на топливо часто сильно обгоняют среднюю инфляцию), то теперь превышение предельной цены топлива на АЗС станет нарушением закона.
Как известно, деньги не возникают ниоткуда, если АЗС будут торговать топливом по ценам ниже маржинальности, то они разорятся или их работу придется субсидировать. В последнем случае понадобится "донор". То есть какая-то сфера экономики, которая будет компенсировать АЗС убытки.
Впрочем, в отрасли давно продвигается идея о том, чтобы АЗС зарабатывали с сервисных услуг (мойка, автокосметика) и магазинов на заправках.
Правда, на сегодняшний день это лишь позволяет АЗС сводить концы с концами. Во всем опять виновата экономика. Компенсация выпадающих доходов АЗС должна быть "вшита" в стоимость товаров и услуг, что автоматически их делает дороже. А люди у нас деньги считать умеют.
Но и с этим можно разобраться при желании, главное не допустить резкого подорожания топлива и его дефицита, как случилось этой осенью. По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, рассматриваемый законопроект никак от этого не защитит. И более того - может спровоцировать новый топливный кризис.
В случае принятия предложенных мер превышение предельных розничных цен на бензин и дизельное топливо станет нарушением закона
Все это восстановление сталинских методов управления экономикой нас до добра не доведет, считает он. Если мы говорим про рыночную экономику, какие могут быть предельные цены на внутреннем рынке? А если при этом экспортные цены останутся рыночными, то тогда нефтяники все топливо отправят на экспорт. Запретят экспорт бензина и дизеля, отправят сырую нефть. Запретят экспорт нефти, снизится добыча, бюджет будет получать меньше доходов (бюджет получает основные доходы с объемов добычи нефти). Бизнес не может работать в убыток. В результате случится падение объемов нефтепереработки, добычи нефти и снижение качества продукции, поясняет Симонов.
Схожая точка зрения - у эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова, который считает, что введение предельно допустимых топливных цен лишь усугубит проблемы топливного рынка. Одной из них является дефицит, возникший из-за резкого увеличения нагрузки на сеть РЖД, которое привело к удлинению сроков доставки дизельного топлива с НПЗ и нефтебаз до коммерческих потребителей. Любое регулирование цен всегда и везде приводит к дефициту, поэтому принятие законопроекта обернется ужесточением проблемы нехватки топлива.
На это могут возразить, что в некоторых нефтедобывающих странах, бывших республиках СССР, например Казахстане и Туркменистане, действует жесткое государственное регулирование розничных цен на топливо. В облегченном виде оно присутствует также в Азербайджане. Но эти страны, хотя и экспортируют нефть, почти не поставляют за границу нефтепродукты. При этом по разным видам топлива они еще и зависимы от импорта (чаще всего из России). Ну а самый важный момент заключается в том, что доступность бензина и ДТ (то есть количество литров топлива, которое можно купить на среднюю зарплату) в этих странах ниже, чем в России. Поэтому пример жесткого государственного регулирования топливного рынка с них брать нежелательно.
Как отмечает Симонов, государство может вмешиваться в работу рынка, но методы должны быть экономическими, а не командно-административными. Это могут быть экспортные пошлины, демпфер, схожие механизмы. По мнению эксперта, сейчас больше внимания стоит обратить на курс национальной валюты. Нефтяные компании платят налоги в рублях, но после пересчета из долларовой цены объемов добытой нефти. Если сейчас бочка нефти стоит почти 8000 руб., и в ней 80% налогов, литр бензина не может стоить 30 руб., говорит Симонов.
Если сейчас бочка нефти стоит почти 8000 рублей, и в ней 80% налогов, литр бензина не может стоить тридцать рублей
Цены на АЗС в России растут почти непрерывно уже двадцать лет, к этому все привыкли, и рост в среднем не опережает инфляцию. В этом году они сильно подскочили, во многом компенсировав "топтание на месте" в 2022 году, когда сильно отстали от инфляции. Но важно даже не это, а то, что сейчас для существенного снижения розничных цен на бензин и ДТ в России нет никаких предпосылок. Они могут упасть только в двух случаях. Сильного снижения цен на нефть, что совсем не в интересах пополнения нашей казны, или если налоги для нефтяных компаний будут снижены, что, учитывая потребности в наполнении бюджета страны, представляется малореальным.
По мнению Родионова, есть три ключевых механизма, которые могут обеспечить устойчивое снижение цен в рознице. Во-первых, это сокращение топливных акцизов, которые за последние восемь лет выросли почти втрое. Сокращение акцизов приведет к снижению издержек нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и, как следствие, будет работать на снижение оптовых цен, от которых зависит стоимость бензина в рознице.
Во-вторых, это резкое увеличение нормативов биржевых продаж: с 13% для бензина и 9,5% для ДТ до 50% и 33% соответственно. Резкое повышение нормативов приведет к увеличению конкуренции на бирже и, как следствие, снижению биржевых цен. С одной стороны, это сделает топливо более доступным для независимых АЗС, из-за чего крупные сети не смогут повышать цены без угрозы потери рынка. С другой стороны, это снизит стоимость закупки топлива для трейдеров, которые смогут перепродавать топливо коммерческим потребителям по более низким, нежели у региональных производителей, ценам.
В-третьих, это облегчение региональных правил предоставления земли под строительство новых АЗС, которое упростит вход для новых игроков на региональные розничные рынки и приведет к росту конкуренции. В отличие от директивного регулирования цен эти меры окажут долговременное воздействие на нефтяной рынок, которому в таком случае не потребуется "ручное управление", считает Родионов.
Сергей Тихонов