1 января в России вступила в силу новая редакция Правил перевозки грузов автомобильным транспортом. В документ был внесён ряд изменений, направленных прежде всего на подготовку к масштабному внедрению электронного документооборота. Теперь транспортные накладные, заказ-наряды и сопроводительные ведомости могут быть оформлены как в бумажном, так и в электронном виде. Обмен ими и подписание также может осуществляться в системах электронного документооборота, с использованием электронных подписей.
Внесены и другие изменения: регламентированы обязательные требования к составлению заявки на грузоперевозки и порядок переадресовки грузов при использовании электронных документов. Кроме того, обновилась форма транспортной накладной. В ней появилось новое поле «Клиент» (в него вписываются данные о заказчике перевозки), а в графу «Грузоотправитель» добавлено отдельное поле, в котором можно сделать отметку, если перевозку выполняет экспедитор. Если документ заполняет экспедитор, то она должна быть внесена в обязательном порядке. Эти новшества вызвали неразбериху, с последствиями которой уже столкнулись многие предприниматели.
— Экспедитор в соответствии с новой формой накладной отнесен к грузоотправителям, а ранее указывался как перевозчик, – цитирует «Коммерсантъ» управляющего партнёра юридической компании «Иккерт и партнеры» Павла Иккерта. – Соответственно, в случае нарушений при заполнении документа ответственность на экспедитора может быть наложена именно как на отправителя груза, что существенно повышает для него риски, в том числе и привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства.
Генеральный директор Globaltruck Илья Саттаров отмечает, что в сделках с большим количеством участников отразить их всех в документе невозможно. В таком случае договоры будут единственным документом, подтверждающим выполнение услуги, что чревато налоговыми рисками.
— Часть крупных грузоотправителей уже предъявляют нам новые требования к оформлению документации, но, скорее, пока в формате диалога и консультаций по правилам заполнения, так как у рынка в целом нет финальной четкой картины, – объяснил журналистам «Коммерсанта» Илья Саттаров.
О сложностях с оформлением накладных рассказывают и другие собеседники «Коммерсанта» из компаний «Даксер» и FM Logistic. Они ждут разъяснений от Федеральной налоговой службы и Минтранса.
Потенциальные риски для отрасли, как отмечает Илья Саттаров, довольно велики. Изменения могут привести к сокращению количества участников сделки, что в некоторых случаях вызовет большие затруднения. У ритейлеров и компаний, занимающихся интернет-торговлей, иногда возникает необходимость отправить груз оперативно, через несколько часов после его появления на складе. И если заказчик перевозки сотрудничает лишь с ограниченным числом крупных перевозчиков, велика вероятность, что нужной машины в нужном месте и в нужное время попросту не окажется. В таких случаях грузоотправители нередко прибегают к помощи экспедиционных компаний, которые берут поиски транспорта на себя, но теперь это может быть затруднительно.
— В базовом варианте транспортная компания может привлечь на подряд только собственника транспорта, что не всегда возможно, – отмечает Илья Саттаров.
Эксперт НАПТА Тарас Коваль отмечает, что из-за новой формулировки «лицо, от которого забирается груз» возрастают риски участников сделки, касающиеся сохранности груза. Кроме того, возникает вероятность переквалификации услуги со стороны ФНС, что может привести к незачету расходной части.
Редакция АТИ связалась с юристами, специализирующимися на автомобильных грузоперевозках. Наши собеседники сошлись во мнении: поставить точку в этом вопросе смогут лишь официальные разъяснения от Минтранса, Минфина или ФНС.
Источник: ATI.SU