Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
Работать по-старому нельзя: почему рынку грузоперевозок нужны перемены Новости
Адрес:
город Санкт-Петербург, улица Ватутина, дом 18, литер А
Телефон:
AS SOON AS POSSIBLE!
МАКСИМАЛЬНО БЫСТРО!
Главная \ Новости \ Работать по-старому нельзя: почему рынку грузоперевозок нужны перемены

Работать по-старому нельзя: почему рынку грузоперевозок нужны перемены

Работать по-старому нельзя: почему рынку грузоперевозок нужны перемены
Назад
Работать по-старому нельзя: почему рынку грузоперевозок нужны перемены

Почему наиболее эффективные решения лежат в плоскости цифровизации бизнес-процессов, рассказывает Святослав Вильде, основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

Последние два-три года для бизнеса — это проверка на прочность. Особенно сильные изменения произошли на рынке логистики: именно в этой сфере многим компаниям пришлось искать альтернативные решения и пересматривать устоявшиеся способы работы. Игроки рынка выходили на новые маршруты, заново выстраивали цепочки, искали подходящих партнеров. Острая фаза кризиса, скорее всего, позади. Но это не значит, что можно расслабиться: адаптация бизнеса к новым условиям продолжается. Можно выделить несколько трендов, которые будут влиять на развитие рынка в 2024 году — и уже сегодня стоит определиться, как ответить на эти вызовы.

 

Работать по-старому нельзя: почему рынку грузоперевозок нужны перемены

РОССИЯ ПОЕХАЛА ВНУТРЬ

 

В 2023 году наиболее динамично развивался сегмент внутренних грузоперевозок. Так, по данным «Биржи грузоперевозок ATI.SU», количество заявок на доставку грузов по стране выросло в сравнении с прошлым годом в полтора раза (+51 %).

 

Международные направления тоже продолжают расти. В 2023 году количество заявок на перевозки из РФ в другие страны увеличилось на 21 %. При этом лидером спроса стал Китай — количество заявок на доставку в эту страну увеличилось в три раза.

И это несмотря на то, что традиционно основной грузопоток в КНР следует железнодорожным и водным транспортом. Кроме этого, высокую динамику спроса на платформе ATI.SU продемонстрировали Беларусь (+48 %) и государства Центральной Азии: Казахстан (+54 %), Кыргызстан (+58 %), Узбекистан (+56 %), Таджикистан (+51 %). Напротив, страны Закавказья исчерпали возможности для роста еще в 2021 году. Количество заявок на перевозки в Грузию осталось на прежнем уровне, Армения показала снижение (-19 %). При этом заметно прибавило турецкое направление (+21 %).

 

Количество заявок на доставку грузов в Россию из других стран за год выросло только на 6 %. Но и здесь есть лидеры. Так, Беларусь продолжает динамично расти (+41 % по количеству заявок), еще больший рост демонстрирует Китай (+88 %), а также Кыргызстан (+70 %). Рост перевозок из Казахстана остановился (-3 %), а целый ряд направлений демонстрирует снижение: Армения (-64 %), Грузия (-41 %) и Турция (-37 %). Это может быть вызвано неспособностью единственного погранпункта Верхний Ларс справиться с резко выросшим объемом грузопотока.

 

Таким образом, карта грузоперевозок продолжает трансформироваться — и к этому нужно быть готовыми. Следить за ситуацией в режиме реального времени помогают цифровые сервисы. Например, с помощью цифровых платформ перевозчики могут выбирать наиболее выгодные для себя направления, вовремя адаптируясь к запросам рынка.

 

ТРЕБУЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ВОДИТЕЛИ

 

По данным «Авито Работы» количество предложений о работе в сегменте транспорта и логистики с января по ноябрь 2023 года выросло в 2,4 раза. При этом предложения по заработной плате увеличилось на 12 %.

В сфере грузоперевозок сегодня не хватает не только водителей, но и работников склада, грузчиков, курьеров, экспедиторов. Однако постоянным увеличением зарплат проблему не решить. Привлечь в профессию новых людей тоже сложно с учетом перспектив беспилотных перевозок.

 

Оптимальным выходом является автоматизация: необходимо внедрять современные ИТ-сервисы, которые повышают эффективность процессов во всей логистической цепочке. Это позволит выполнять нужный объем работы меньшим числом сотрудников. Особое внимание следует обратить на сервисы, которые экономят время логистов и водителей и повышают их продуктивность. Вот несколько примеров. Водители вынуждены заниматься документами: они передают транспортные накладные, путевые листы и т. д. В случае ошибок в документах возникает масса проблем. Электронный документооборот (ЭДО) позволяет экономить время водителей, а также других сотрудников, задействованных в организации делопроизводства. Более того, с помощью ЭДО можно уменьшить количество ошибок, связанных с человеческим фактором, сократить издержки на печать и хранение документов, ускорить проведение платежей.

 

Есть специализированные сервисы, позволяющие более эффективно распределять время водителей за счет оптимизации маршрутов с учетом дорожной обстановки и промежуточных точек. Кроме этого, они позволяют искать грузы на кругорейсы, максимально сокращая их порожний пробег. В свою очередь сервисы мониторинга транспорта помогают логистам контролировать перевозку и дают возможность водителям не отвлекаться на звонки и сообщения.

 

Острая проблема — простой в очередях на загрузку и разгрузку товаров. Специализированный сервис для складов позволяет организовать электронную очередь и заранее бронировать нужные временные слоты. Так, в нашем пилотном проекте для крупной компании средний период ожидания водителей на складе удалось уменьшить с нескольких часов до 18 минут.

 

ПОЧЕМУ НУЖНА ОПТИМИЗАЦИЯ

 

Как показывают данные «Биржи грузоперевозок ATI.SU», вслед за спросом на грузоперевозки растут и цены. Согласно «Индекс ATI.SU, FTL РФ», который учитывает данные по ста популярным направлениям внутри страны, цены за год выросли на 27,9 %, а за последние три месяца — на 6,1 %. По отдельным направлениям цены выросли гораздо существеннее. Так, перевозки из Москвы в Нижний Новгород подорожали за год на 72,6 %. А вот доставка грузов из столицы в Екатеринбург, напротив, подешевела на 7,4 %. Стоимость доставки по международным направлениям тоже растет: за 2023 год отправить груз из России стало на 16 % дороже, ввезти товар — на 12 %.

 

Растут издержки перевозчиков: на оплату труда сотрудников, бензин, содержание транспортных средств. К концу прошлого года многие компании всерьез задумались об оптимизации, и она продолжится в течение 2024 года.

Участники отрасли будут искать оптимальные способы доставки, экспериментировать с разными типами транспорта, находить способы обходить узкие места, например, где долго простаивает груз.

 

Биржи грузоперевозок и цифровые сервисы как раз созданы для того, чтобы решать эти задачи. Они помогают грузовладельцам сократить расходы на доставку, выбирая наиболее выгодные предложения от подрядчиков и планируя оптимальные цепочки поставок. Перевозчики, со своей стороны, с помощью ИТ-платформ могут мониторить рентабельные для себя направления и снижать долю пустопорожнего прогона.

 

БОЛЬШЕ ИНСТРУМЕНТОВ

 

Логистические ИТ-платформы постоянно обновляют функциональность и добавляют новые возможности — у участников рынка становится больше инструментов для организации бизнес-процессов. Так, одно из важных направлений цифровизации сегодня связано с аналитикой и работой с данными. Это то, что делает любой бизнес более предсказуемым. Например, сервис ATI.SU «Средние ставки» предназначен для отслеживания цен и оценки количества предложений на перевозку грузов между городами и регионами России и странами СНГ. С его помощью грузовладельцы и экспедиторские компании анализируют рынок, выставляя оптимальные цены на перевозку груза и регулируя затраты на логистику. Перевозчики, в свою очередь, изучив цены на конкретном направлении, могут аргументированно выставить ставку и не терять деньги.

 

В 2024 году планируется запустить сервис для торгов на базе искусственного интеллекта, который позволит определять безопасный порог цены, ниже которого выполнение заказа становится нерентабельным. Кроме этого, приступаем к разработке полноценной TMS (Transport Management System). Это система для внутреннего учета перевозок, взаимоотношений с контрагентами, в том числе и финансовых.

 

Также будет развиваться экосистема цифровых сервисов для участников рынка логистики, так как цифровизация — это возможность находить новые точки роста бизнеса, несмотря на сюрпризы, которые преподносит нам рынок.

Источник: ATI.SU

Отправить заявку