
Инциденты из-за ухудшения состояние здоровья водителей такси, автобусов или грузовиков происходят регулярно, и еще в 2017 году президент Владимир Путин поручил разработать законопроект о телемедицине.
Отметим, что никакого запрета дистанционных осмотров нет и сейчас: транспортные компании их уже проводят. Внесенный Минздравом документ после принятия придаст телемедицине официальный статус. Вводится дистанционный формат предрейсовых медосмотров перед началом рабочего дня, а также послерейсовых осмотров по окончании смены. На расстоянии будут определяться температура, давление, пульс, содержание алкоголя в крови и ряд других параметров водителей такси, автобусов и грузовиков.
Предполагается, что это будет работать так: водителю нужно будет авторизоваться в терминале, установить на себя датчики, которые измерят пульс, давление и т. п. На процедуры уйдет несколько минут. Фальсифицировать или подделать данные приборов невозможно, заверяют в Минздраве.
Сведения направятся врачу, и на основании полученных данных медик примет решение о допуске водителя в рейс. Важно, что законопроект оставляет за работодателем право выбирать порядок проведения медосмотра — в очной форме или дистанционно.
Планируется заносить данные в базу, которой смогут впоследствии воспользоваться представители правоохранительных органов в ходе расследования аварий. Водителям тоже дадут доступ к своим данным.
По данным ГИБДД РФ в 2020 году:
-
- более 167 000 человек лишены водительских удостоверений за управление ТС в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ);
- почти 14 500 ДТП из 145 073 произошло c участием водителей, находившихся в момент аварии в состоянии опьянения.
Из них:
-
- 11 897 с легковыми автомобилями;
- 410 с грузовиками;
- 45 с общественным транспортом;
- 84 с тракторами и другими самоходными механизмами.
19 044 человека было ранено в таких ДТП, 4064 погибло.
ПОЛЬЗА ОСМОТРОВ НА ДИСТАНЦИИ
«Все это позволит сохранить здоровье работника, чтобы он долгое время исполнял свои обязанности, исключить возникновение у него профессионального заболевания», — заявил замдиректора общественного здоровья Минздрава Максим Некрасов на «круглом столе» на тему нового законопроекта (состоялся в конце июля). А главный внештатный профпатолог министерства Игорь Бухтияров привел в пример опыт РЖД, где благодаря дистанционным осмотрам машинистов удалось снизить в два раза риск их внезапной смерти от заболеваний. Такой опыт пригодится и на автотранспорте.
Сейчас в 90 % случаев осмотров не проводится, водители просто получают путевые листы (их нужно предъявлять инспекторам ГИБДД) со штампом медработника, рассказал член Общественной палаты Александр Холодов.
«Нужно либо иметь свой медкабинет, получив лицензию, либо на договорной основе привлекать какую-то медицинскую организацию. Понятно, это и деньги большие, и определенные затруднения», — констатировал замдиректора развития цифровой экономики Минэкономразвития Алексей Минаев. По прогнозу министерства, широкое распространение телемедицины позволит сократить смертность в ДТП на 20 %. Это произойдет за счет внедрения дистанционных осмотров в тех регионах, где медработников нет или их очень мало.
ВЫВЕСТИ ИЗ ТЕНИ
Действительно ли тема актуальна, мы спросили у экспертов и представителей транспортных компаний.
На практике компании действительно пренебрегают проведением медицинских осмотров, они не проводятся в 90 % случаев, согласна основатель цифровой платформы по разработке и продвижению законодательных инициатив «Инициатор» Венера Шайдуллина. «Телемедицина поможет вывести из теневого сектора систему предрейсовых медицинских осмотров, — считает эксперт. — Сама процедура медосмотра станет прозрачнее и проще, если пройдет законопроект о телемедицинской технологии».
По ее оценке, реализация инициативы даст возможность контролировать состояние работников в динамике, так как данные будут храниться годами. Причем информация будет сохраняться на облачном сервисе, что удобно. И контролировать такие данные в режиме онлайн — это способ более эффективный, чем проверка бумаг, считает Шайдуллина. Кроме того, дистанционные проверки действительно помогут сократить число ДТП по вине водителей, согласна она.
«Это давно назревший и наболевший у всех транспортников вопрос», — заявил руководитель транспортного отдела IBF-Motors Евгений Иванов. Он отметил, что в крупных транспортных компаниях есть штатные медработники. «Но даже у нас по разным обстоятельствам бывает необходимость проводить осмотры водителей удаленно от штатного медкабинета», — добавил эксперт.
По словам Иванова, в ходе очных осмотров часто срабатывает человеческий фактор. «Многие водители за короткое время находят «подходы» к медицинскому персоналу, — пояснил эксперт, — и зачастую, дабы сократить время осмотра или по другим причинам, медицинский работник проводит проверку поверхностно, невнимательно, тем самым допуская на линию людей в пограничном состоянии».
Онлайн-осмотры, считает он, этой проблемы лишены: водитель не знает медперсонал, который его проверяет, а медик более объективно проводит проверку.
Представитель IBF-Motors выразил уверенность, что дистанционные медосмотры следует приравнять по статусу к обычным пред- и послерейсовым осмотрам, причем разрешить компаниям по своему усмотрению выбирать удобный для них формат.
Повлияет ли новшество на количество ДТП по вине нетрезвых водителей? «Думаю, где-то в районе погрешностей, так как нетрезвые водители, за редким исключением, — это водители частных автомобилей», — заявил эксперт.
СПРОС БУДЕТ
Телемедицина — направление перспективное и будет востребовано у транспортных компаний, считает руководитель по взаимодействию с инфраструктурными и правительственными организациями ГК «Деловые линии» Евгений Уткин. «Дистанционный контроль состояния здоровья сотрудников не только удобен, но и максимально безопасен с учетом эпидемиологической обстановки, — отметил он. — При этом выиграют как перевозчики, так и медицинские организации, у которых сейчас не всегда хватает работников и оборудования для очных осмотров». И только после легализации телемедицины она сможет заменить предрейсовые осмотры водителей медицинским сотрудником, констатировал эксперт.
Евгений Уткин наряду с коллегами отметил, что одним из плюсов телемедицины является отсутствие человеческого фактора (с врачом можно «договориться»). «Поэтому потенциально «беспристрастность» системы может внести свой вклад в повышение безопасности на дороге», — добавил он.
Заместитель гендиректора международной транспортно-логистической компании ТРАСКО по транспорту Михаил Пальков тоже считает актуальным вопрос удаленных предрейсовых осмотров водителей с помощью средств телемедицины. «Это хорошая современная практика, но, безусловно, для ее широкого применения необходимы законодательные основания», — заявил он. Что касается повышения безопасности на дорогах, то тут очевидно, отметил эксперт: чем больший процент соответствующих медицинским требованиям водителей будет за рулем, тем ниже будет вероятность ДТП по причинам, связанным с состоянием здоровья водителей.
«Да, эту инициативу считаю актуальной, — сообщил руководитель департамента транспорта ООО «НьюМоскоуБас» Олег Власов. — Мы некоторое время успешно использовали такой продукт как дополнительную меру контроля водительского состава. Но урегулировать это на законодательном уровне нужно обязательно с внесением соответствующих поправок в ПДД».
Однако он все же считает, что человеческий фактор нельзя будет исключить на 100 %. «Люди всегда приспосабливаются ко всему, что бы и когда ни вводилось, и телемедицина не будет исключением, — прогнозирует Власов. — Никто не мешает водителю в перерыве между рейсами выпить «живой квас», и при проведении внеплановой проверки на линии будут зафиксированы нежелательные проценты в выдыхаемом воздухе».
Источник: ATI.SU