Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
Ножницы на льду. Дальнобойщик рассказал, почему «складывает» фуры и как этого избежать Новости
Адрес:
город Санкт-Петербург, улица Ватутина, дом 18, литер А
Телефон:
AS SOON AS POSSIBLE!
МАКСИМАЛЬНО БЫСТРО!
Главная \ Новости \ Ножницы на льду. Дальнобойщик рассказал, почему «складывает» фуры и как этого избежать

Ножницы на льду. Дальнобойщик рассказал, почему «складывает» фуры и как этого избежать

Ножницы на льду. Дальнобойщик рассказал, почему «складывает» фуры и как этого избежать
Назад
Ножницы на льду. Дальнобойщик рассказал, почему «складывает» фуры и как этого избежать

Автор YouTube-канала Karev Trucking Алексей Карев в очередном видеоролике рассказал о причинах «складывания» и о том, как его предотвратить. Посмотреть видео можно по ссылке, а мы приводим текстовую версию.

 

* * *

— Наступила зима: самое время поговорить о безопасном зимнем вождении. Одна из самых больших опасностей на зимней дороге — так называемое «складывание в ножницы». Почему оно происходит? Прицеп начинает ехать быстрее тягача и подталкивает тягач в бок, разворачивая его. А почему прицеп начинает ехать быстрее? Причины могут быть разными.

 

Может случиться так, что вы едете по прямой дороге со стабильной скоростью. Включен круиз-контроль, и вдруг вы проезжаете одним колесом по небольшому кусочку льда. Так как работает круиз-контроль, двигатель крутит маховик, маховик трансмиссию, а трансмиссия — колёса. На время колёса теряют сцепление с дорогой: на какую-то долю секунды одна сторона автомобиля начинает ехать немного медленнее другой. Тягач слегка ведёт в эту сторону, а сзади едет прицеп, который никуда не ведёт, он хочет ехать прямо — и толкает тягач в спину, «помогая» ему развернуться.

 

Чтобы такого не допустить, можно предложить два варианта.

  • Не использовать круиз-контроль, если вы понимаете, что дорога может быть скользкой.
     
  • Ехать с безопасной скоростью. Чем ниже скорость, тем проще машину «поймать», тем лучше вы её контролируете.

 

Вторая ситуация, в которой машину может сложить — когда вы едете по скользкой дороге и вдруг начинаете тормозить ретардером. При включении ретардера тормозит у вас только тягач. Так вы сами заставляете тягач ехать медленнее, чем прицеп. Поэтому пользоваться ретардером нужно весьма осторожно.

 

Кто-то может подумать, что ретардер и вовсе нельзя применять зимой. Но в горах, на спусках применять его нужно обязательно — иначе можно перегреть тормоза и наломать ещё больше дров.

 

Как применять ретардер безопасно? Если речь идёт не о спуске, а вам нужно сбросить скорость, используйте накат. За две-три секунды наката можно оценить сцепление машины с дорогой. Если машину начинает вести, дело плохо. Если же машина едет ровно, можно включить первый режим ретардера одновременно с плавным нажатием на педаль тормоза. Педаль тормоза помогает нам, затормаживая прицеп. Если машина всё ещё ведёт себя хорошо, можно переключить ретардер во второе положение, усилив нажатие на педаль тормоза.

 

Всё это нужно чувствовать на уровне вестибулярного аппарата. Если вам хоть на мгновение показалось, что что-то идёт не так, машину хотя бы немного дёрнуло, первое, что нужно сделать — выключить ретардер.

 

А дальше — смотреть по ситуации. Признаюсь честно, я не был в ситуации, когда машину сильно повело. А что, если бы побывал? Я попытался бы поймать машину без резких движений рулём. Если ситуация ухудшится, добавил бы плавного газа, не резкого — так можно выровнять скорость тягача и прицепа. Это, разумеется, теория. К счастью, я в таких ситуациях не оказывался, хотя ездил и по России, и по Скандинавии, и по Альпийским горам.

Но ситуаций, когда машину дёргало незначительно, было достаточно. И тут советы такие же: никаких резких движений, немедленное отключение ретардера и круиз-контроля.

 

Водители знают, что в современных машинах есть системы, которые в случае опасности отключат ретардер и круиз-контроль.

Но я считаю, что основная (и самая умная) система безопасности, которая есть в автомобиле, это всё ещё водитель. Будет правильно, если он продублирует действия автоматических «помощников» и самостоятельно выключит и ретардер, и круиз-контроль.

 

Как понять, что дорога скользкая?

 

Определить это визуально на мой взгляд практически невозможно. Вместо того чтобы вглядываться в дорогу и пытаться разглядеть гололёд, правильнее будет понять, как машина себя ведёт при разгоне и торможении. Опытные водители, когда трогаются с места, дают газу по максимуму. Да, это ведёт к перерасходу топлива, но так можно проверить, есть лёд на дороге или нет. Если на приборке загораются значки ABS или Tracking control, можно сделать вывод: колёса прокручиваются, лёд, видимо, есть. Даже без значков можно почувствовать прокрутку колёс.

 

Ещё одна опасность, которая может привести к складыванию или даже к тому, что вы улетите с дороги — боковой ветер.

 

Зимой нужно с осторожностью относиться к ситуациям, когда вы выезжаете, например, из тоннеля на открытый участок и резкий порыв ветра бьёт вам в бок. Летом в сухую погоду сцепление хорошее, и вы не заметите опасности, а зимой такой ветер может доставить проблем.

 

«Лекарство» от таких ситуаций — адекватный выбор скорости движения. Чем ниже скорость, тем меньше ветер и скользкая дорога заберут у вас контроля над машиной. И даже если фуру поведёт, у вас будет больше времени на принятие решения.

 

Как минимизировать возможность складывания?

 

Надо понимать, в каком состоянии у вас резина. Новая, без обкатки, свежая, прошедшая обкатку (самое лучшее состояние) или лысая.

 

Если резина лысая, это только ваша вина: обязанность водителя — проследить, чтобы шины меняли вовремя. Если резина абсолютно новая, вы должны знать, что пока она не пройдёт обкатку (это первые 20-30 тысяч километров), у этой резины немного более плохое сцепление с дорогой.

 

Самое идеальное сцепление резина имеет с момента завершения обкатки до того, как она облысеет.

 

Влияет на вероятность складывания и то, как вы загружены. Чем больше загружена именно ведущая ось, тем послушнее машина. Ведущая ось в такой ситуации имеет лучшее сцепление с дорогой, груз будет прижимать её к асфальту.

 

Третий фактор — закреплён груз в прицепе или болтается, как ему угодно.

 

В 90% случаев причина складывания — не гололёд или боковой ветер, а неправильная скорость. Зимой нужно помнить поговорку: тише едешь — дальше будешь.

 

Ещё одна опасность на зимней дороге — плохая видимость. Во время сильных снегопадов она может снижаться до нуля. Плохая видимость может резко возникнуть и в ясную погоду. Например, если порывом ветра на поле справа или слева от вас поднимется большое количество снега, и на полторы-две секунды вы попадёте в мощный буран. Главное в такой ситуации — без резких движений педалями и рулём снизить скорость, выключить круиз-контроль.

 

В плохих погодных условиях, при низкой видимости есть два способа повысить безопасность движения. Первый — выбрать адекватную скорость, при которой видимости будет достаточно, чтобы совершить полную остановку, если вдруг вы заметите на дороге препятствие. Второй — включить противотуманки. Очень важны как передние, так и задние противотуманки. Если водитель сзади вас немного более рисковый и не выбрал адекватную скорость, и если у вас не будут гореть задние противотуманки, он может не успеть среагировать.

Отправить заявку