Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
Когда скоростные дороги появятся на всей европейской территории России Новости
Адрес:
город Санкт-Петербург, улица Ватутина, дом 18, литер А
Телефон:
AS SOON AS POSSIBLE!
МАКСИМАЛЬНО БЫСТРО!
Главная \ Новости \ Когда скоростные дороги появятся на всей европейской территории России

Когда скоростные дороги появятся на всей европейской территории России

Когда скоростные дороги появятся на всей европейской территории России
Назад
Когда скоростные дороги появятся на всей европейской территории России

Часть таких дорог – локальные проекты, призванные улучшить дорожную обстановку в конкретном городе и регионе. Но большинство платных трасс в стране – федеральные. Это почти 1500 км скоростных дорог, связывающих столицу с крупнейшими городами России и ближнего зарубежья.

Среди них – участки М‑4 «Дон» от Москвы до Краснодара, подмосковный обход Одинцова на М‑1 «Беларусь» и 70 километров трассы М‑3 «Украина» в Калужской области. А с конца ноября прошлого года полностью открыта для проезда платная магистраль М‑11, связывающая Москву и Санкт-Петербург.

Долгожданная «Нева»

Завершения строительства трассы между двумя столицами ждали с особым нетерпением. Бесплатная альтернатива – М‑10 «Россия» – уже давно не справлялась с ежедневной нагрузкой. Неудивительно, ведь это одна из старейших в нашей стране дорог (неспроста у нее такое название!). Когда-то это была настоящая «дорога жизни»; она появилась более двухсот лет назад и не только связала две российские столицы, но и дала жизнь множеству новых деревень и городов, обросла по обе стороны домами, придорожными трактирами и постоялыми дворами.

Но то, что было благом много лет назад, со временем превратилось в сущее бедствие. Уже не тысячи и не сотни тысяч, а почти 30 миллионов человек живут в двух крупнейших городских агломерациях страны. А по пути от Москвы до Питера – еще больше семи десятков (!) населенных пунктов. На четырех (а кое-где и трех) полосах – вереницы легковушек и груженых фур, неспешно курсирующих между столицами. Вечная пробка в Солнечногорске, вечная пробка в Вышнем Волочке, а еще под Питером и в Завидове, в Любани и под Шушарами… Светофор в Вышнем Волочке одно время даже величали «главным светофором страны» – иногда перед ним собирались пробки длиной 10–15 км! И вообще на всем своем пути М‑10 разрезана перекрестками, исполосована «зебрами», густо засажена светофорами. Плохо, конечно, но как иначе?

С конца ноября 2019‑го полностью ввели в строй трассу М‑11 «Нева» – первую в постсоветской истории скоростную дорогу, построенную с нуля. На новой трассе ни одного светофора, ни одного пешеходного перехода, ни одного пересечения в одном уровне, то есть все въезды и съезды – через транспортные развязки. Практически на всем протяжении магистраль освещена. 

По сути, самый настоящий «хайвэй», каких у нас никогда не было.

Хотя званий первопроходца у этой дороги много. На сегодняшний день это самый масштабный проект государственно-частного партнерства в транспортной отрасли. Для финансирования строительства участка трассы от Москвы до Солнечногорска было заключено первое в дорожной сфере концессионное соглашение с привлечением внебюджетных средств. Общая стоимость строительства составила 520 млрд рублей, из них 148 млрд – частные инвестиции.

Ожидается, что теперь по М‑10 будут ездить в основном жители прилегающих к трассе населенных пунктов, а транзитный поток пойдет по М‑11 – в обход всех городов и поселков. Осталось доработать инфраструктуру – по сравнению с «обжитой» М‑10 на новой трассе удобств немного; часть АЗС – временные, контейнерного типа (всего 2 «пистолета» – для 95‑го бензина и дизельного топлива); не везде есть устойчивая сотовая связь. Но все еще впереди. В последние три года прирост трафика на М‑11 ежегодно превышал 10%. С открытием последнего участка можно ожидать и большего притока как частников, так и грузоперевозчиков. А раз есть спрос, будет и предложение.

«Сейчас на М‑11 расположено 16 пунктов взимания платы, полтора десятка контейнерных заправок. Работают четыре многофункциональные сервисные зоны (есть АЗС, кафе, магазин, площадка для отдыха) и еще две готовятся к открытию. Что касается связи, то на сегодняшний день уже установлено 39 из 115 мачт. Закончить планируем к концу первого квартала 2020 года», – рассказал Вячеслав Петушенко, глава Государственной компании «Автодор» (в ее ведении находится скоростная трасса).

За 6 часов до Питера

Между прочим, идея построить новую дорогу между двумя столицами возникла еще в 2006 году. И вот спустя 13 лет она полностью воплотилась в жизнь. Небыстро. Но справедливости ради, первые участки трассы начали открывать еще 5 лет назад. Запускали движение поэтапно, шаг за шагом. Самый первый участок М‑11 – обход Вышнего Волочка – открыли еще в ноябре 2014 года. С облегчением вздохнул не только город, но и тысячи водителей, задыхавшихся в бесконечных пробках на М‑10.

Следом за ним, в декабре 2014 года, открылся участок от Москвы до Солнечногорска, по которому можно быстро добраться до аэропорта Шереметьево. Впрочем, желающих немного – участком ведает концессионер, и ценник там не слишком гуманный. Дальше, в 2017–2018 годах, один за другим открывались новые участки в Московской, Тверской и Новгородской областях. И вот наконец дорога дотянулась до самого Петербурга.

Общая протяженность новой трассы от развязки с МКАД до развязки с КАД – 669 километров. Разрешенная скорость по большей части – 110 км/час, исключение – обход Вышнего Волочка, там 130 км/час. Но уже весной следующего года обещают поднять до 130 км/час и на остальных участках.

Среднее время в пути – 5,5–6 часов. Проезд на легковой машине от Москвы до Питера в будний день стоит 1820 рублей, в выходные – 2020 рублей. Это если ездить без транспондера – специального устройства, которое позволяет проезжать через пункты взимания платы без талонов и остановок. А если с транспондером, то дешевле – 1331 рубль в будни и 1491 рубль в выходные.

Одному ехать, может, и не очень выгодно. А вот если в машине семья из трех-четырех человек, экономия по сравнению с тем же «Сапсаном» или авиаперелетом уже вполне ощутимая, даже с расходами на бензин.

Кстати, пока «Нева» состоит из двух частей: от Москвы до Твери и от Твери до Санкт-Петербурга. Объезжать этот город придется по недавно отремонтированному южному обходу. Бесплатному. Но разрешенная скорость здесь – от 60 до 90 км/час; есть несколько светофоров. Увы, именно так и было запланировано. Северный скоростной обход города, который соединит два участка М‑11 в единое целое, будет, но позже, примерно года через три.

А что дальше?

В Китае протяженность скоростных дорог составляет 143 тысячи километров (или 2,69% от общей протяженности дорог в стране). В США – 108 тысяч километров (1,6%), в Испании – 17 тысяч километров (2,5%). В Канаде таких дорог – 17 тысяч километров (1,6%), во Франции – 12 тысяч километров (1,1%), в Бразилии – 11 тысяч километров (0,6%). А что у нас?

Сейчас скоростных дорог в России – что платных, что бесплатных – катастрофически мало. 

При наших необъятных просторах протяженность магистралей первой категории всего-то порядка 5 тысяч километров. Это менее 10% от общей протяженности федеральных трасс и менее 0,3% от общей протяженности всех дорог в Российской Федерации.

В России нужно построить и реконструировать не менее 14 тысяч километров федеральных трасс, по мнению экспертов. И параллельно привести в порядок дорожную сеть регионов

И это в нашей-то стране, где есть куда поехать и на что посмотреть. У нас и уникальные природные заповедники, и морское побережье, старинные города и современные мегаполисы. Мы держим курс на развитие внутреннего туризма, укрепление связей внутри страны, повышение инвестиционной привлекательности территорий. Производства в регионах стараемся создавать, чтобы не возить товары первой необходимости из-за рубежа да через всю страну. Но как этого добиться без хороших дорог?

А для этого, по мнению экспертов, к 2035 году нужно построить и реконструировать не менее 14 тысяч километров федеральных трасс. И параллельно привести в порядок дорожную сеть регионов, чтобы к этим самым скоростным трассам можно было без проблем подъехать.

Система коридорная

Локальными мерами при такой нехватке скоростных дорог не спастись. Поэтому планы у Минтранса грандиозные – создать скоростные транспортные коридоры сразу в двух направлениях: север – юг и запад – восток. Если предложения дорожников воплотятся в жизнь, к 2035 году скоростными магистралями будут охвачены 44 региона Российской Федерации. А в них проживают ни много ни мало 75% населения страны.

Соединить север и юг хотят за счет строительства скоростной дороги от Санкт-Петербурга до Новороссийска с подъездами к крупным городам Балтийского и Черноморского побережья. На севере трасса протянется до границ с Эстонией и Финляндией. На юге – до морских портов Новороссийска, Тамани, Керчи и Севастополя.

Связать запад и восток страны предлагают за счет создания транспортного коридора от границы с Белоруссией до Кузбасса, с ответвлением до границы с Казахстаном. Оба направления будут связаны скоростными хордами, которые подключат к трассе все крупнейшие города Приволжья – Нижний Новгород, Казань, Набережные Челны, Уфу, Самару и Ульяновск.

Также в планах строительство хордовых дорог, соединяющих крупные городские агломерации, минуя Москву. Они свяжут порты Азово‑Черноморского бассейна с Приволжьем и Уралом, а побережье Балтии – с крупнейшими городами Урала и Сибири.

Взять в кольцо

Но до 2035 года еще дожить надо. Впрочем, есть дороги, которые планируют построить быстрее. Одна из них – Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) в Московской области. Три из четырех участков должны открыть уже в текущем году, еще один – в 2021 году.

Масштаб даже по меркам Подмосковья внушительный – длина новой скоростной трассы составит 336 километров. Общая стоимость проекта оценивается в 315,8 млрд рублей. Дорога пройдет приблизительно в 50 км от МКАД. Северная, восточная и южная секции ЦКАД строятся с нуля и будут платными. Западная останется бесплатной – это реконструируемая малая «бетонка» А‑107. Увы, свободной земли под новую дорогу в самом дорогом и престижном районе Подмосковья найти не смогли, а для выкупа у частников никакого бюджета не хватит.

После завершения строительства ЦКАД станет ключевым элементом транспортной системы Московского региона, освободив городские дороги и МКАД от транзитных грузовиков. А Московская кольцевая станет, по сути, частью дорожной сети столицы (как, впрочем, и задумывалось). Легче должно стать всем, и москвичам, и жителям области, и дачникам, и самим грузоперевозчикам: больше не придется терять время в бесконечных пробках, да и грузы будут сохраннее.

На Казань!

Новая скоростная дорога из Москвы в Казань – перспектива пусть и не сегодняшнего дня, но ближайшего будущего. Это 794 километра современного автобана, не хуже М‑11. Поэтапное строительство этой трассы уже одобрено правительством Российской Федерации. Она объединит четыре крупнейшие агломерации – Московскую, Нижегородскую, Казанскую и Самарско-Тольяттинскую. В итоге время в пути между Москвой и Казанью должно сократиться примерно до 6 часов. Сейчас, если очень повезет, можно доехать часов за 11–12… И то если ехать утром 1 января.

По сути, новая трасса станет дублером существующей дороги М‑7 «Волга», одной из самых загруженных в нашей стране. Конкуренцию ей составляет разве что пресловутая М‑10, да и то до запуска новой М‑11. Трасса М‑7 тоже проходит через множество населенных пунктов. Среди самых крупных – Владимир, Нижний Новгород, Казань, Уфа… И снова сотни тысяч легковушек и нескончаемые потоки фур, городские улицы, разрезанные пополам, сотни светофоров и наземных переходов. В общем, проблема та же, и решение то же.

Начала строительства еще придется подождать – стартовать планируют в 2021 году. До 2025 года предстоит построить дорогу от Владимира до Арзамаса, это 267 километров. А в 2022 году дорожники приступят к участку Арзамас – Канаш, это еще 239 километров. Дотянуться до Казани планируют к 2027 году.

Но, как выяснилось, на этом дорожники не остановятся. К 2030 году магистраль собираются продлить на Урал – до самого Екатеринбурга.

Опять платить?

Жизнь не стоит на месте. Когда-то скорость 60 км/час казалась почти невероятной. А сегодня мы покупаем автомобили, способные разгоняться до 200 км/час и выше. Конечно, с такой скоростью вряд ли в обозримом будущем разрешат ездить. Зато до 110 и даже 130 км/час разгоняться можно уже сегодня на вполне законных основаниях. Было бы где.

Построить тысячи километров новых скоростных дорог в ближайшие годы без привлечения частного капитала вряд ли возможно. А это значит, что многие из этих трасс будут платными.

Будут ли они востребованными, время покажет. Это будет зависеть от конкретного маршрута, условий движения на новой трассе и бесплатной альтернативе и, конечно же, размера платы. Пользователь всегда голосует рублем.

Но у нас, по крайней мере, появляется выбор. Экономить время или деньги. Ехать с ветерком по комфортному автобану или выбрать бесплатную дорогу со всеми вытекающими. Это тоже вариант – в конце концов, и старые дороги неплохо разгружаются с открытием новых (с трассы М‑10 на М‑11 уже переместилось свыше 30% автомобилей). А платить или не платить, каждый решит сам.

Мария Лапшина

profile.ru

Отправить заявку