Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
Грузовой перевал. Как порт Петербурга выдержал удар Новости
Адрес:
город Санкт-Петербург, улица Ватутина, дом 18, литер А
Телефон:
AS SOON AS POSSIBLE!
МАКСИМАЛЬНО БЫСТРО!
Главная \ Новости \ Грузовой перевал. Как порт Петербурга выдержал удар

Грузовой перевал. Как порт Петербурга выдержал удар

Грузовой перевал. Как порт Петербурга выдержал удар
Назад
Грузовой перевал. Как порт Петербурга выдержал удар

Морские ворота города работают вполсилы, на уровне 2016 года, но в целом можно констатировать, что кризис миновал и больной медленно идет на поправку.

 

Идем на поправку

Исторический рекорд порта Петербурга зафиксирован в 2021 году — 62 млн тонн. К тому времени морская отрасль вместе со всей экономикой полностью восстановилась от предыдущего шока — 2014 года.

 

 

Кризис 2022 года был не первым и явно не последним. Но его масштаб был таким, что в одночасье отбросил порт Петербурга на уровень примерно 2000 года. Словно и не было в последние четверть века многомиллиардных инвестиций, расширения, модернизации, новых технологий. Вид пустых контейнерных площадок удручал настолько, что казалось — это полный крах, можно закрываться.

 

В 2022 году выручали нефтепродукты и генеральные грузы — металлы в основном. А контейнеры и удобрения провалились полностью. На этом фоне отдельные успехи небольших стивидоров, сумевших найти свою нишу, были просто подвигом. И только в 2023 году наметился перелом.

 

И последние станут первыми

Главным успехом прошлого года можно считать реанимацию Балтийского балкерного терминала. Это одно из основных экспортных окон для «Уралкалия», а ему в прошлом году было тяжело. За 9 месяцев выручка упала на 26%, а чистая прибыль — на 98%. Но в итоге один из крупнейших производителей минеральных удобрений в стране сумел найти «выход из комнаты», его ББТ показал удвоение грузооборота — 5,5 млн тонн. Это далеко от 7,8 млн тонн в 2021 году, но уже и не 2,7 миллиона, как было в 2022-м.

 

АО «Морской порт Санкт-Петербург» (входит в группу "Первая Портовая Компания") также продемонстрировал рост: сразу +30% к прошлому году и наилучший показатель в порту — 9,2 млн тонн. Не сказать, что это много. Для сравнения: в 2008-м было 11,9 млн. Но жизнь не стоит на месте, и с 2008 года многое поменялось. В последнем «спокойном» 2019 году «Морпорт СПб» перегрузил 6,7 млн тонн: уже тогда начинались проблемы с поставками черных металлов от НЛМК и «Северстали». Так что нынешний показатель — это очень хороший результат.

 

Не хуже показал себя и другой актив ППК Контейнерный терминал СПб. В самые темные времена 2022 года именно у него оставался довольно приличный, на фоне соседей, оборот. Поэтому сейчас его рост в 26% за год дает 5,6 млн тонн, а у «Петролеспорта» (группа Global Ports) примерно такой же рост (27,5%) — 4,2 млн тонн. При этом другой терминал Global Ports — Первый контейнерный терминал — показывает минус даже по сравнению с прошлым годом: всего 2 млн тонн. А когда-то он был крупнейшим в порту.

 

Очень пошли на пользу еще одному крупному терминалу, «Нева-металл», выход из его акционеров группы «Северсталь» (она попала под санкции) и передача частному инвестору. Его имя так и покрыто мраком, но грузооборот «Невы-металл» подскочил в прошлом году на 32% — до 2,7 млн тонн.

 

Петербургский нефтяной терминал несколько сдал, перевалив темных и светлых нефтепродуктов 8,1 млн тонн. Год назад он был крупнейшим по грузообороту терминалом, и «Фонтанка» внимательно следила, куда идут танкеры, груженные на ПНТ. Если коротко резюмировать: куда надо, туда и шли. Сейчас обороты упали на 7,8% — до, правда, вполне приличных 8,1 млн тонн.

 

Кроме ПНТ перегрузкой нефтепродуктов занимались и несколько других стивидоров, однако за минувший год ситуация на этом рынке поменялась. К примеру, «Интерферрум-металл» (название обманчивое) предпринимателя Александра Соболева «уронил» объемы сразу на 38%, но остался в клубе стивидоров с оборотом более 1 млн тонн. Бункеровочная компания «Контур СПб» практически прекратила отгрузки — незаметные 26 тыс. тонн против и так небольших 165 тысяч годом ранее. А вот «Балтимор» семьи Тереховых в Ломоносове, напротив, нарастил перевалку в 1,5 раза — до 678 тыс. тонн.

 

Еще один крупный игрок, который увеличил за год грузооборот кратно, — ООО «Феникс» в Бронке: с 1,4 млн тонн год назад до 4,4 млн в 2023 году. Пройдя через сложную процедуру национализации, этот самый новый терминал порта в черте Петербурга оказался сперва под контролем «Ростеха», потом у малоизвестных на рынке физлиц, а сейчас данные о его владельцах и вовсе скрыты на основании закона о противодействии санкциям. Достался ли «Феникс» в итоге нашим белорусским партнерам, как многие ожидали, — неизвестно.

 

Зато известно, что бывает с теми, кто с открытым забралом работает с транзитными белорусскими грузами, как Балтийский судомеханический завод. Запланировав инвестировать за год до 4 млрд рублей в развитие мощностей, еще недавно совсем малюсенький терминал в дальнем углу порта перегрузил за 2023 год под 2 млн тонн белорусских удобрений. И теперь замахивается на показатель в 10 млн тонн в обозримом будущем.

 

Есть, куда расти

Приятно наблюдать, как в целом вырос грузооборот морских портов Балтики в 2023 году в сравнении с предыдущим, и радоваться положительной динамике. Но если опираться на суммарную пропускную способность каждого, которую каждый порт может обеспечить за год, причин для ликования останется не так уж и много.

 

 

К примеру, выяснится, что Большой порт Санкт-Петербург в 2023 году был загружен всего на 44%, поскольку его производственные мощности способны перевалить за год 111 млн тонн грузов. И даже порт Усть-Луга, который на фоне остальных на протяжении двух отчетных периодов демонстрирует рекордные показатели, в 2023-м загружен лишь на 65%, поскольку пропускная способность его терминалов рассчитана на 176 млн тонн в год.

 

Еще печальнее складывается картина в порту Калининграда: да, год к году грузооборот неплохо прирос, прибавив к прошлогоднему результату 11%, но от проектной мощности в 45 млн тонн реальные 9,247 млн тонн переваленных в 2023-м грузов — это всего лишь грустные 20%.

Наталья Вязовкина, Денис Лебедев

fontanka.ru

Отправить заявку